В настоящее время во исполнение поручения Главы государства, изложенного в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан проводится работа по совершенствованию действующих механизмов оказания адресной социальной помощи на основе системы социальных контрактов между социальными службами и получателями помощи. Многие годы динамичный экономический рост позволяет проводить активную социальную политику, в несколько раз повысить качество жизни людей. Несмотря на все трудности, которые экономика испытывала из-за негативного влияния всех глобальных кризисов, государство всегда повышало благосостояние казахстанцев. За десять лет государственные расходы на социальную сферу выросли в реальном выражении почти в 3 раза. Численность занятых в социальной сфере и в государственном управлении превышает 1,2 миллиона человек. Государство обеспечивает большой объём пособий и выплат. Их получают свыше 1,5 миллиона граждан.
Суть и отличие новых подходов, предусмотренных в Законе, от ныне действующей системы заключается в следующем:
увеличение черты бедности для оказания адресной социальной помощи с 40% до 50% от величины прожиточного минимума и соответственно размера помощи, которая будет предоставляться взамен ныне действующих:
-специальных государственных пособий многодетным семьям;
-государственных пособий на детей до 18 лет для малообеспеченных семей;
-адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным домохозяйствам;
обязательное участие малообеспеченных трудоспособного возраста в активных мерах содействия занятости для получения социальной помощи-с этой целью заключается социальный контракт, в котором определяются обязательства получателя (семьи) по участию в мерах содействия занятости и Центра занятости-по содействию в трудоустройстве (обучении) и оказанию иных мер социальной поддержки;
назначение АСП на период действия социального контракта, в целях укрепления экономической самостоятельности получателей помощи (по действующей системе АСП назначается на квартал);
внедрение института сопровождения семьи - осуществляется консультантами и проектными ассистентами, которые отслеживают ход исполнения участниками обязательств по социальному контракту, а также оказывают им социальную поддержку для самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации;
введение принципа «одного окна» и комплексного оказания помощи малообеспеченным на базе Центра занятости посредством предоставления одного пакета документов в один орган, что соответственно упрощает процедуру назначения адресной социальной помощи.
Вместе с тем, АСП будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь.
Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации и не могут по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость) выйти из неё.
Претендентам на получение помощи, сохранившим трудоспособность, поддержка будет предоставляться с условием участия в активных мерах содействия занятости (обусловленная). Это может быть профессиональная подготовка, направление на социальные рабочие места, трудоустройство.
Трансформация с 1 января 2018 года СГП, которая предусматривает:
-сохранение спецгоспособий таким категориям граждан, как участники и инвалиды ВОВ, лица пожилого возраста, труженики тыла и другие (всего 14 категорий граждан);
объединение спецгоспособий для инвалидов с государственным социальным пособием по инвалидности. Это позволит упростить процедуру оформления пособия. Принятие данных мер не ущемит прав инвалидов, поскольку размеры получаемых выплат не уменьшатся;
преобразование спецгоспособий для многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» , «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденных орденами «Материнская слава» I и II степени, в пособие для многодетных матерей, предоставление которого будет регулироваться Законом «О государственных пособиях семьям, имеющим детей».
Вступление в силу данного закона с 1 января 2018 года требует продолжение работы проекта «Өрлеу» уже с новыми подходами, предусмотренными законом.
исп. С. Анискина